Я думал сначала посвятить целую серию программ чешской автомобильной компании Tatra, однако история марки настолько богата, что даже недельная ретроспектива не позволит полностью раскрыть все нюансы ее развития. Фирма является не только старейшим предприятием в...
Я думал сначала посвятить целую серию программ чешской автомобильной компании Tatra, однако история марки настолько богата, что даже недельная ретроспектива не позволит полностью раскрыть все нюансы ее развития. Фирма является не только старейшим предприятием в мире, но еще произвела свою первую легковушку через одиннадцать лет после патента, полученного Карлом Бенцем, а после сделала первый в восточной Европе грузовик. Автомобили этой марки всегда отличались совершенством конструкции. И были не похожи на модели конкурентов.
Я решил разбить свой рассказал на несколько отдельных глав, которые не будут связаны хронологически. И начну я не с основателя фирмы Игнаца Шусталы, а с инженера Ханса Ледвинка. Он работал на Tatra в разные годы. Именно ему принадлежит разработка первого автомобиля, который получил название Präsident. В 1900 он самостоятельно спроектирует и построит гоночный автомобиль с мотором Benz, мощностью в 12 лошадок, который тем не менее позволял ему разогнаться аж до 90 километров в час. Он уже подумывал о создании премиальной линейки, однако из-за постоянных конфликтов с директором предприятия, считавшим развитие легкового транспорта бесперспективным, Ледвинка в 1916 переберется на работу в компанию Steyer.
После завершения Первой мировой войны Австро-Венгерская Империя распалась, и Чехословакия стала самостоятельных государством. Местные банкиры пытаются всячески поддержать отечественного производителя, так образовался концерн Рингхоффер-Татра.
И тут все неожиданно вспомнили о Ледвинке. Который с радостью возвращается домой. И первым же его проектом становится «хребтовая рама».
Звучит необычно, но я сейчас расскажу, что это такое. Если вы когда-нибудь видели грузовики Tatra, то наверняка обращали внимание, что задние колеса выглядят нестандартно, они стоят под острым углом к дорожному полотну. Все дело в том, что они построены по принципу, заложенному гениальным инженером. В основе всей конструкции лежит труба, мотор крепится на одном ее конце, главная передача – на другом. Рессоры были расположены поперечно и их было всего две, для передних и задних колес. Именно из-за этого машины в незагруженном состоянии столь странно выгибали колеса.
Конструкция оказалась столь жизнеспособной, что ее использовали еще многие годы. Кстати в СССР появился двойник Tatra 11 построенный по тому же принципу который назывался НАМИ-1. Именно это изобретение Ледвинки позволило компании занять лидирующие позиции в мировом автомобилестроении.
Однако это был не единственный вклад этого конструктора, ведь были и эксперименты с эродинамическими кузовами и многим другим. И да, конечно же расскажу и том, почему наследники величайшего инженера Фердинанда Порше оказались в невыгодном положении перед чешским инженеров Хансом Ледвинка.
продолжение во 2 части (переходите по ссылке).
Свежие комментарии