Было время, когда десятки тысяч польских фургонов и микроавтобусов марки Żuk колесили по дорогам СССР, их закупали, так как аналогичных по параметрам машин советский автопром практически не выпускал. История «Жука» начинается в далёком 1956 году...

Было время, когда десятки тысяч польских фургонов и микроавтобусов марки Żuk колесили по дорогам СССР, их закупали, так как аналогичных по параметрам машин советский автопром практически не выпускал.

История «Жука» начинается в далёком 1956 году на Люблинском автозаводе FSC, где до этого по советской лицензии выпускалась польская копия ГАЗ-51. Уже в 1958 году был готов выставочный образец, представленный на выставке в Познани, а в следующем году стартовало серийное производство.
Поначалу производилась модель А03, это небольшой грузовик, с цельнометаллическим кузовом, кабина которого переходила нижней частью в грузовую платформу без стилистического разрыва. Грузовая платформа была закрыта брезентовым тентом.


Впоследствии появилась модификация с отдельной грузовой платформой А09, цельнометаллические фургоны А05 и А06, микроавтобус А18, грузопассажирский фургон А07.
Техническая часть «Жукам» досталась от польской копии «Победы», автомобиля «Варшава». Двигатель и трансмиссия были от «Варшавы», часть деталей передней подвески – от неё же. Грузоподъемность этих грузовичков и фургонов составляла 900 кг.

В 1973 году проходит рестайлинг, и передняя часть автомобилей приобретает вид, знакомый всем, кто хоть раз видел «Жук». Так де меняется индексация, А03 становится А11.
В 1975 году проходит серьёзная модернизация – двигатель. Вместо двигателя М20 «Жуки» обзаводятся мотором S-21, это польский карбюраторный 70-сильный двигатель. Считалось, что мотор схож с советским двигателем ГАЗ-21, но точной его копией его не являлся, там была масса отличий.
Поставки «Жука» в СССР начинаются в 1968 году и прекращаются уже с распадом Союза, поначалу это были небольшие партии машин, позднее закупались уже десятки тысяч. Большая часть поставленных в СССР машин была цельнометаллическими фургонами, микроавтобусами и грузовичками А11.


Любопытно появление названия автомобиля. Первые партии машин имели полосатую раскраску, светлый и темный цвета на кузове чередовались через ребра жесткости. Один из конструкторов, Юлиан Камински прозвал машину «колорадским жуком», на польском это Żuk stonka. Шуточное название в итоге прижилось, только в сокращенном варианте, просто – Żuk.

В СССР машина пользовалась популярностью у автохозяйств, в продажу частным лицам она, насколько мне известно, не поступала, массово появилась уже на вторичном рынке к концу 80-х.
Чем же обусловлена такая популярность польского фургона в СССР? Дело в том, что выбор аналогов, предлагавшихся советским автопромом был невелик. Это РАФ-977, он же ЕрАЗ-762, но этих машин не хватало для всей большой страны, а полноприводный УАЗ «Буханка» был востребован в селе, а инициативные попытки создать схожий по параметрам фургон и микроавтобус дальше инициативы не пошли, вот нишу малотоннажных развозных грузовичков и фургонов, а так же служебных микроавтобусов удачно «Жуки» и заполнили.

Даже в 80-х, когда на РАФе уже выпускалась знаменитая модель 2203 и множество её модификаций, по всем параметрам превосходивших морально устаревшего «Жука», закупки польских фургонов не прекращались.
Любопытный факт – после прекращения выпуска «Жуков» в 1993 году, когда польский завод перешел на выпуск современного фургона «Люблин», наладить сборку этой, уже сильно устаревшей но всё еще популярной машины пытались в России, в Орловской области в муниципальном образовании сельское поселение Станово-Колодезьское, но процесс не пошел, было собрано всего около сотни машин. Всего же за годы выпуска в Польше было выпущено почти 600 тыс. различных модификаций этого автомобиля, в том числе специализированных различных машин и фургонов с дизельным двигателем (в СССР такие не поставлялись).

В 90-х «Жук» чаще всего можно было встретить на рынках, в местах торговли овощами и фруктами, на вторичном рынке это были самые дешевые машины, по стоимости ненамного превышавшие легендарный ИЖ «Каблук» и «Комби», а вот по грузоподъемности значительно его превосходивший. Даже сейчас кое-где в глубинке встречаются эти машины, да и запчасти на них еще можно найти, если поискать.

Свежие комментарии