Первый государственный завод имени Сталина или ЗИС получил свое название в 1931 году. До этого он назвался ГАЗ или Государственный автомобильный завод №1, а еще раньше носил имя Завод АМО Пьера Ферреро(итальянского анархиста). Но это...
Первый государственный завод имени Сталина или ЗИС получил свое название в 1931 году.
До этого он назвался ГАЗ или Государственный автомобильный завод №1, а еще раньше носил имя Завод АМО Пьера Ферреро(итальянского анархиста). Но это детали, ведь завод, тем более автомобильный должен приводить именно автомобили. И их с успехом делали. Правда основная продукция АМО-Ф-15 не могла удовлетворить все возрастающего спроса молодой советской республики. Судите сами: грузоподъемность всего полторы тонны, техническое несовершенство конструкции, это модель Fiat 15 Ter 1916 года. Эта машина просто физически не могла справиться с поставленными задачами. Но тем не менее выпускалась вплоть до 1931 года.Правда параллельно с АМО наладили производство и еще одного грузовика. Это была точная копия американской машины Autocar Dispatch SA. Водители были в восторге. Еще бы 2,5 тонный грузовик был много комфортнее и современнее своего предшественника. Более мощный мотор, гидравлический привод тормозов и надежность. Машину собирали из импортных комплектующих и она носила имя АМО 2.
Производство локализовали уже к 1931 году. И даже запустили первый в стране советов автомобильный конвейер. Заодно и автомобиль переименовали, теперь он назывался АМО 3.
Но лишь к 1933 взошла новая звезда. Подвергшийся глубокой модернизации автомобиль назвали ЗИС 5. Этот трудяга прожил долгую жизнь, даже в семидесятые можно было встретить еще вполне живые экземпляры.
После окончания войны появился грузовик ЗИС 150. Странный, ненадежный и не самый удобный он, тем не менее, выпускался. Нужно было восстанавливать разрушенные города и потребность в такой технике была огромна. За десять лет, с 1947 по 1957 годы, из ворот предприятия выехало более 750 тысяч этих машин.
Чуть лучше стал автомобиль с индексом 164, отличить его от предшественника можно было по радиатору, у 150 «зубы» решётки располагались горизонтально, а у новинки вертикально. Тем не менее из фактически модернизированного американского аналога Autocar Dispatch SA выжали все что было можно.
Необходимость в новой машине назрела, причем еще вчера. При разработке новинки получившей впоследствии индекс 130 пытались использовать даже модернизированный мотор от ЗИС 5, но время диктовало свои условия. Выжать из шестерки дополнительные и столь нужные лошади было невозможно. Первые упоминания и первые же разработки самого массового грузовика СССР относятся еще к 1956 году. Значит выходит, что ровно за год до начала производства модели 164 началась разработка 130-го. На все про все ушло долгих шесть лет.
Это конечно очень много. Техника, даже в те времена развивалась стремительно, но у нас не торопились. После многочисленных тестов стало ясно, что машине просто необходим новый мотор. И место под капотом заняла вэ-образная восьмерка. С одной стороны этот же мотор стоял в правительственном ЗИЛ 111. Вот тот, да не тот. Да, блок у них был общий, но вот снизив степень сжатия и мощность инженерам удалось добиться того, что движок начал потреблять топливо с низким октановым числом. К 1962 все было почти готово, но вновь потребовалась доводка. И серийный выпуск начался лишь в октябре 1964. Целых восемь лет автомобиль шел к конвейеру.
Комфортом он обладал просто великолепным. Это и синхронизированная коробка передач, и гидроусилитель руля, и цельное панорамное стекло. В салоне был удобный диван. Кстати дизайном этого автомобиля занимался Эрик Владимирович Сабо. Который потом придумает не имевший аналогов в СССР автобус Юность и многое другое. Но вернемся к ЗИЛ 130. Кстати, это наверное еще и самый яркий грузовик страны. Обычно кузова машин окрашивались военным цветом «хаки». А этот красавец имел голубую кабину и белую решетку радиатора.
А еще он оказался удивительно выносливым, живучим, если хотите. Машины «ходили» по 300 тысяч километров до капремонта. Это и по сегодняшним временам много, а тогда и вовсе было необычно. Наверное это была и правда самая удачная и самая современная модель завода. Я не зря назвал этот грузовик новаторским. Он опередил свое время. Стал эталонным. Увы, как это часто бывало в стране, главный грузовик стал и проклятием предприятия. Их выпусти более 3 миллионов штук. Они колесили по всем уголкам огромной страны. Никогда еще завод не выпускал машины имеющие такой широкий модельный ряд. Это и грузовики, и седельные тягачи, бортовые машины и самосвалы.
Параллельно конструкторское бюро ЗИЛ разработало, испытало и фактически подготовило к производству бескапотную машину ЗИЛ 170. Но ее отдали новому заводу КАМАЗ. Тем не менее 130-й начал стремительно устаревать.
К 78-му появилась рестайлинговая машина, назовем ее так. Внешне она отличалась от предшественника поменявшимися местами фарами и подфарниками. Главной бедой машины все же оставалась та самая восьмерка. Она пожирала бензин в неимоверных количествах. Но о дизельном моторе пришлось забыть. Теперь вся страна работала на КАМАЗ. Разработать же собственный силовой агрегат своими силами завод уже не мог.
Так самый новаторский и современный грузовик крупнейшего отечественного завода стал и его убийцей. Жаль, идея была хорошая, вот только, как обычно приоритеты были расставлены не так как нужно.
Свежие комментарии