На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ISVEST

98 подписчиков

Свежие комментарии

Мотоциклы М-52 и М-53. Забытые советские «пятисотки»

Мотоциклы М-52 и М-53, о которых слышали лишь те, кто углублённо увлекается мотоциклетной темой, а воочию их вообще немногие видели, были для своего времени своеобразным вызовом устоявшимся стереотипам о том, что тяжелый дорожный «оппозитник» обязательно...

Мотоциклы М-52 и М-53. Забытые советские «пятисотки»

Мотоциклы М-52 и М-53, о которых слышали лишь те, кто углублённо увлекается мотоциклетной темой, а воочию их вообще немногие видели, были для своего времени своеобразным вызовом устоявшимся стереотипам о том, что тяжелый дорожный «оппозитник» обязательно должн идти с коляской.

Советские «пятисотки» М-52, и особенно М-53 были столь редким явлением, что полюбоваться ими можно лишь на фотографиях.

Мотоциклы М-52 и М-53. Забытые советские «пятисотки»

Появившиеся в конце 50-х годов они были одни из самых скоростных на то время двухколёсных машин. Разработка велась в Серпуховском ЦКБ мотоциклостроения, а производство налаживали ни Ирбитском и Киевском мотоциклетном заводах. М-52 и М-53 соответственно.

Первый экспериментальный образец мотоцикла М-52 был готов в 1954 году. Вот как он выглядел. Что-то есть от BMW R51/3, ну очень похож на М-72, понятное дело.

Мотоциклы М-52 и М-53. Забытые советские «пятисотки»

Для сравнения — BMW R51/3

Мотоциклы М-52 и М-53. Забытые советские «пятисотки»

Даже в наши дни этот мотоцикл сморится достаточно стильно, а технически он на тот момент соответствовал всем мировым требованиям.

Двигатель – оппозитный двухцилиндровый верхнеклапанный, с дюралевыми штангами толкателя, охлаждениябыло воздушным. Цилиндры были отлиты из алюминиевого сплава, рабочая поверхность представляли запрессованные чугунные гильзы. Шейки коленвала, поршневого пальца в диаметром были унифицированы с двигателем М-72, от этого же двигателя с небольшими изменениями был и картер.

Мощность мотора 24 л.с.

Первоначальный вариант двигателя М-52

Мотоциклы М-52 и М-53. Забытые советские «пятисотки»
Мотоциклы М-52 и М-53. Забытые советские «пятисотки»

Поздний вариант с отдельными внешними трубами штанг толкателей

Мотоциклы М-52 и М-53. Забытые советские «пятисотки»

Двигатель М-53 киевского производства

Мотоциклы М-52 и М-53. Забытые советские «пятисотки»

Колёса М-52 имели отлитый из алюминия тормозной барабан, с запрессованной в него чугунной поверхностью, как на Вазовской «классике». Передача на ведущее колесо – карданная.

Мотоциклы М-52 и М-53. Забытые советские «пятисотки»

В 1955 году мотоцикл проходит стендовые и дорожные испытания общей протяженностью в 15 тыс. км. Результатом испытания становится ряд изменений конструкции, особенно двигателя. Клапанные крышки становятся общими для цилиндра, клапаны – облегчёнными, одним из главных изменений становится появление своего карбюратора – К 52 с компенсационным колодцем.

По завершении испытаний и «работы над ошибками», в 1957 году начинается серийный выпуск М-52 и спортивной модификации М-52 С для шоссейно-кольцевых гонок и М-52 К – версии для мотокросса.

Мотоциклы М-52 и М-53. Забытые советские «пятисотки»

Первые партии М-52 продавались поблизости от завода, что бы снизить логистические издержки по рекламациям, хотя машина показала себя в целом надёжной. Тем не менее, продержалась машина на конвейере недолго, до 1959 года, после чего её сменил М-61, который продавался только в варианте с боковым прицепом- коляской.

Известно точное количество выпущенных М-52 – 678 экземпляров, включая спортивные модификации.

Найти сейчас этот мотоцикл на вторичном рынке в комплектном виде – всё равно, что найти Священный Грааль. Но еще более эксклюзивной является М-53, собиравшийся на Киевском мотозаводе.

Мотоциклы М-52 и М-53. Забытые советские «пятисотки»

Мотоцикл немного отличался дизайном, у него было двухместное сиденье зауженный топливный бак и немного измененная (по сравнению с М-52) рама. Задняя вилка была маятникового типа. Насколько мне известно, было собрано всего 5 гражданских М-53 и около десятка – спортивных модификаций.

источник

 

Ссылка на первоисточник
наверх