Решение о создании первой в мире передвижной атомной электростанции было принято в СССР в середине 1950-х. То время было эпохой ядерного романтизма, так сказать, на мирный атом возлагались большие надежды, а по стране, особенно в...
Решение о создании первой в мире передвижной атомной электростанции было принято в СССР в середине 1950-х.
То время было эпохой ядерного романтизма, так сказать, на мирный атом возлагались большие надежды, а по стране, особенно в северных, труднодоступных районах было разбросано немало объектов, требующих постоянного и стабильного электропитания.В основном это были военные объекты, работавшие на дизель-электростанциях. Стоимость доставки солярки к ним превышала стоимость самого топлива на порядки. Компактная АЭС могла стать палочкой – выручалочкой для таких объектов, как военных, так и гражданских.
Конкретного заказа на разработку этой установки не было, работы начались в инициативном порядке, благодаря Министру среднего машиностроения Ефиму Славскому, стороннику развития атомной энергетики в СССР.
В 1957 году был готов ряд чертежей и в целом проект будущей электростанции, еще два года понадобилось на изготовление реактора и части энергогенерирующего оборудования. В 1960 году оборудование смонтировали на самоходные транспортёры, за основу которых взяли шасси от танка Т-10, удлинив его до необходимых размеров.
Комплекс мог транспортироваться на платформах, по железной дороге до конечной её точки, а дальше уже передвигаться своим ходом до пункта назначения.
Всего в состав комплекса входили 4 самоходных компонента. В первом был размещен реактор, представлявший собой цилиндр диаметром 660 мм, высотой 600 мм, внутри которого находились 74 тепловыделяющие сборки. Это был двухконтурный водо-водяной реактор, то есть, вырабатываемое им тепло передавалось водой к теплообменнику, от которого тоже водой (паром) передавалось на паровую турбину. В первом контуре вода находилась под давлением 130 атмосфер, на выходе из реактора её температура была 300 градусов по Цельсию.
Сам реактор, точнее, его активная зона, находилась в массивном свинцовом стакане, который в свою очередь размещался в баке. В рабочем положении бак был залит водой, в транспортировочном воду из бака сливали.
Второй транспортёр нес на себе парогенератор, циркуляционные насосы и другое оборудование, задействованное в работе реакторной установки.
Электроэнергия вырабатывалась на третьей машине комплекса, именно там стоял паротурбинный агрегат мощностью 1.5 МВт, а четвёртая несла на себе пульт управления и контроля, а так же вспомогательную аварийную дизель-генераторную установку и аккумуляторы.
В рабочем положении все четыре машины были соединены в определенной последовательности трубопроводами, проводами, кабелями управления, причем реакторная и парогенераторная часть устанавливались в отдалении от электрической и управляющей, к тому же, с целью дополнительной защиты, по бокам от них отсыпали земляные отвалы и делали дополнительную защиту из бетона.
Испытания ТЭС-3 проходила в Физико-энергетическом институте в Обнинске, начались они в 1960 году. В 1961-м станция на испытаниях была запущена в рабочий режим и так проработала до 1965 года, пока не потребовалась замена тепловых сборок.
В начале 1967 года военное ведомство отказалось от использования концепции таких электростанций, от гражданских ведомств интереса к ней тоже не было, работы над ТЭС-3 приостановились.
Впоследствии рассматривали вариант использования реакторного блока для создания большого объема горячей воды, которая требовалась на некоторых нефтепромыслах для поднятия нефти ближе к поверхности, но эта идея реализована не была, и в 1969 году уникальную самоходную АЭС законсервировали навсегда.
Свежие комментарии