В целом, весь отечественный автопром принято ругать. Но если относится к нему патриотично, то большинство фанатов наших машин восхваляют «Жигули», «Москвичи» и «Волги». Про их бедных ижевских родственников вспоминают редко. А зря, ведь именно это...

В целом, весь отечественный автопром принято ругать.
Но если относится к нему патриотично, то большинство фанатов наших машин восхваляют «Жигули», «Москвичи» и «Волги».Про их бедных ижевских родственников вспоминают редко. А зря, ведь именно это предприятие должно было занять место АвтоВАЗа и полностью изменить судьбу советской, а потом и российской, автомобильной промышленности.
История 1: «копейка под угрозой»

Ижевский автозавод появился с лёгкой руки министра обороны Дмитрия Устинова. Но участь была ему уготована незавидная. По сути, это была удмуртская «дочка» АЗЛК, которая должна была увеличить количество выпускаемых «Москвичей».
Но молодой конструкторский коллектив не хотел идти по такому скучному пути. Им грезились свои собственные автомобили и признание. Душа «поэтов» не выдержала в 1968 году, когда они представили своё первое детище – ИЖ-13 «Старт».

Несмотря на странную внешность, для СССР это был прорывной автомобиль. Прежде всего, из-за переднего привода. Он тогда и за границей то редко встречался.
Инженеры модернизировали мотор от Москвич-412 и поставили его под капот своего хэтчбека. Теперь движок выдавал уже 95 лошадей и разгонял «Старт» до сотни за 12 секунд.
К слову, 408-му Москвичу для этого требовалась минута.
Передняя и задняя подвеска у ИЖ-13 были независимыми. Даже интерьер салона получился довольно смелым для 60-х. Но всё это «Старту» не помогло.
Если бы машина стала выпускаться серийно, то могла бы пустить под откос ВАЗ-2101. А завод в Тольятти тогда уже активно строился. Чиновники выбрал русифицированный Фиат, а заводу ИЖ отказали.
История 2: «Нива могла родиться в Удмуртии»
В 1970 году председатель Совмина Косыгин собрал у себя представителей АвтоВАЗа, АЗЛК и завода ИЖ. Перед ними была поставлена задача разработать гражданский внедорожник для села. И сделать это своими силами, потому что сотрудничество с Фиатом закончилось.

Все принялись за работу. Удмурты справились за 2 года. Уже в 1972-ом джип ИЖ-14 был готов. У него интересная раздаточная коробка. Один рычаг позволял подключать задние, передние и все колёса вместе. Он же отвечал и за пониженную передачу.

Задняя подвеска была рессорной, а под капотом стоял уфимский мотор на 75 лошадиных сил. Несмотря на замысловатую конструкцию, государственная комиссия отдала предпочтение ВАЗ-2121 «Нива».
История 3: «Это вам не Самара, а Ижевск!»
Мог удмуртский завод обогнать и волжскую «девятку». Задолго до производства «Оды» там придумали хэтчбек ИЖ-19 «Старт Комби». Для начала 70-х годов этот автомобиль выделялся очень смелым дизайном с аэродинамическими зеркалами и люком на крыше.

Разумеется, перед нами снова передний привод. Увы, но и этот автомобиль чиновники тоже отвергли. «Спутник» из Тольятти встал на конвейер только 10 лет спустя.

Вот такая грустная судьба у завода, которому не давали стать самостоятельным, а сейчас он вообще стал частью АвтоВАЗа, с коим пытался конкурировать.
Свежие комментарии